Я тут Irmgard имел неосторожность обещать что напишу про стресс. И вот написал. Хотелось изложить чуть более научно, но я трезво оценил свои силы и смирился с публицистикой.
Заранее извиняюсь за терминологию, я не знаю как некоторые вещи называются в русской традиции.
Итак, стресс имеет более одного общепринятого определения.
С одной стороны - физиологическое состояние организма, когда в кровь выбрасывается гормонов. Много и разных: кортизол, тироксин, адреналин / норадреналин, тестостерон и еще несколько других.
С другой стороны - есть определения из психологии, вроде "неспецифический ответ организма на любой раздражитель".
Во всей этой хрени сразу же появляется внутренний конфликт, так как физиологическое состояние - оно черта с два неспецифично.
Младенец, который спросонья не нашел маму и Красная Шапочка, которая в лесу столкнулась с огромным страшным волком получают разный комплект гормонов, который провоцирует их вести себя по-разному. И зависит это не только от факторов внешних, но и от самого пациента. Это, кстати, хорошо на собаках изучено, даже в самой охотничьей породе будет 5-10% брака, которые шугаются от выстрела и ничем их не перевоспитать.
Тут, конечно, авторы начинают выкручиваться и классифицировать на дистресс и эустресс, но на фоне всей возможной гормональной комбинаторики это выглядит, мягко говоря, недостаточно. Поэтому всех этих "неспецифических", мы похороним сразу.
Теперь гормонах. У части их есть выраженное физиологическое действие на соответствующие органы - выше прыгать, быстрее бежать и т.п. но для нас они в первую очередь интересны своим действием на мозги.
В мозгах у нас есть, например,
1. Механизм построения обратной связи по цепочке раздражителей. Вот Красная Шапочка увидела волка, услышала вой, почуяла его запах а потом он укусил ее за задницу что и вызвало выброс адреналина. После этого все эти раздражители якорятся против адреналина и в следующий раз, почуяв запах мокрой псины, выброс случится еще до того, как укусят за задницу. И с эволюционной точки зрения это очень правильно - раньше рванешь с места, больше шансов удрать. Или вот еще: дети бегут обычно к позитивному раздражителю, у них на действо якорится позитив. И потом еще долго беготня вызывает положительные эмоции сама по себе.
2. Ослабление якоря без подкрепления. В то же время, если Красную шапку десять раз укусят, но мягко и без особенных последствий, "бобик любит поиграть", то с каждым следующим разом количество выброшенного в кровь адреналина будет снижаться. Очень сильный якорь может быть самоподдерживающимся, и без целенаправленной работы не слабеть.
3. Рецепторная адаптация. Если выброс не снижается от одного захода к другому, или если разные ситуации постоянно бьют по одним и тем же гормонам, все равно начинает ослабевать реакция, но уже на стороне рецепторов, которые отвечают за обработку. Это самый медленный механизм, но и самый непредсказуемый. Рецепторов на одну и ту же субстанцию может быть много и адаптируются они с разной скоростью. И уж если подвинутся, обратно на место отъезжают потом с трудом и терапии поддаются плохо.
Я старался написать без детей, но совсем без них про стресс не получится.
Проснулся без мамы - стресс. Забрали игрушку - стресс. Упал и ударился - стресс. Нашел жука - стресс. Не смог достать закатившуюся под диван игрушку - стресс. Попробовал лимон - кисло, стресс. Папа ест апельсин и не делится - стресс.
Вообще, жизнь маленького ребенка - сплошной стресс. У них много всего в первый раз, система якорей создается с чистого листа и одиночный случай куда с большей вероятностью заякорит сильный гормональный взрыв, если он случится. Но с другой стороны это означает и меньшую вероятность построения длинных цепочек и аналогий. Двухлетний ребенок может с интересом наблюдать процесс убийства свиньи, который приведет его городскую маму прямиком к доктору.
И это все - совершенно нормально, умеренный стресс - важная часть эмоционального обучения. Пока стрессовые ситуации разрешаются за разумное время, разовый стресс не превышает определенных рамок, которые с каждым новым опытом отодвигаются, а один и тот же источник стресса не встречается настолько часто и сильно, чтобы получились самоподдерживающиеся якоря или доехала рецепторная адаптация, стресс вряд ли станет причиной того, что в голове что-то сломается.
Поэтому всякий раз, когда родители принимают решение ребенка от чего-то ограждать, должно подумать о том, когда и при каких обстоятельствах ребенок с этим явлением может познакомиться и изучить. И если это с большой вероятностью произойдет в будущем - постараться сделать это контролируемо, а не "когда получится". Потому что получиться может хуже, чем если не ограждать сразу. В том числе, все это касается негативных сторон характера родителей.
Заранее извиняюсь за терминологию, я не знаю как некоторые вещи называются в русской традиции.
Итак, стресс имеет более одного общепринятого определения.
С одной стороны - физиологическое состояние организма, когда в кровь выбрасывается гормонов. Много и разных: кортизол, тироксин, адреналин / норадреналин, тестостерон и еще несколько других.
С другой стороны - есть определения из психологии, вроде "неспецифический ответ организма на любой раздражитель".
Во всей этой хрени сразу же появляется внутренний конфликт, так как физиологическое состояние - оно черта с два неспецифично.
Младенец, который спросонья не нашел маму и Красная Шапочка, которая в лесу столкнулась с огромным страшным волком получают разный комплект гормонов, который провоцирует их вести себя по-разному. И зависит это не только от факторов внешних, но и от самого пациента. Это, кстати, хорошо на собаках изучено, даже в самой охотничьей породе будет 5-10% брака, которые шугаются от выстрела и ничем их не перевоспитать.
Тут, конечно, авторы начинают выкручиваться и классифицировать на дистресс и эустресс, но на фоне всей возможной гормональной комбинаторики это выглядит, мягко говоря, недостаточно. Поэтому всех этих "неспецифических", мы похороним сразу.
Теперь гормонах. У части их есть выраженное физиологическое действие на соответствующие органы - выше прыгать, быстрее бежать и т.п. но для нас они в первую очередь интересны своим действием на мозги.
В мозгах у нас есть, например,
1. Механизм построения обратной связи по цепочке раздражителей. Вот Красная Шапочка увидела волка, услышала вой, почуяла его запах а потом он укусил ее за задницу что и вызвало выброс адреналина. После этого все эти раздражители якорятся против адреналина и в следующий раз, почуяв запах мокрой псины, выброс случится еще до того, как укусят за задницу. И с эволюционной точки зрения это очень правильно - раньше рванешь с места, больше шансов удрать. Или вот еще: дети бегут обычно к позитивному раздражителю, у них на действо якорится позитив. И потом еще долго беготня вызывает положительные эмоции сама по себе.
2. Ослабление якоря без подкрепления. В то же время, если Красную шапку десять раз укусят, но мягко и без особенных последствий, "бобик любит поиграть", то с каждым следующим разом количество выброшенного в кровь адреналина будет снижаться. Очень сильный якорь может быть самоподдерживающимся, и без целенаправленной работы не слабеть.
3. Рецепторная адаптация. Если выброс не снижается от одного захода к другому, или если разные ситуации постоянно бьют по одним и тем же гормонам, все равно начинает ослабевать реакция, но уже на стороне рецепторов, которые отвечают за обработку. Это самый медленный механизм, но и самый непредсказуемый. Рецепторов на одну и ту же субстанцию может быть много и адаптируются они с разной скоростью. И уж если подвинутся, обратно на место отъезжают потом с трудом и терапии поддаются плохо.
Я старался написать без детей, но совсем без них про стресс не получится.
Проснулся без мамы - стресс. Забрали игрушку - стресс. Упал и ударился - стресс. Нашел жука - стресс. Не смог достать закатившуюся под диван игрушку - стресс. Попробовал лимон - кисло, стресс. Папа ест апельсин и не делится - стресс.
Вообще, жизнь маленького ребенка - сплошной стресс. У них много всего в первый раз, система якорей создается с чистого листа и одиночный случай куда с большей вероятностью заякорит сильный гормональный взрыв, если он случится. Но с другой стороны это означает и меньшую вероятность построения длинных цепочек и аналогий. Двухлетний ребенок может с интересом наблюдать процесс убийства свиньи, который приведет его городскую маму прямиком к доктору.
И это все - совершенно нормально, умеренный стресс - важная часть эмоционального обучения. Пока стрессовые ситуации разрешаются за разумное время, разовый стресс не превышает определенных рамок, которые с каждым новым опытом отодвигаются, а один и тот же источник стресса не встречается настолько часто и сильно, чтобы получились самоподдерживающиеся якоря или доехала рецепторная адаптация, стресс вряд ли станет причиной того, что в голове что-то сломается.
Поэтому всякий раз, когда родители принимают решение ребенка от чего-то ограждать, должно подумать о том, когда и при каких обстоятельствах ребенок с этим явлением может познакомиться и изучить. И если это с большой вероятностью произойдет в будущем - постараться сделать это контролируемо, а не "когда получится". Потому что получиться может хуже, чем если не ограждать сразу. В том числе, все это касается негативных сторон характера родителей.